Необходимо отметить, что толкование аббревиатур не является чем-то нерушимым и неизменным.
Оно может быть произвольным. Многие сокращения трактуются по-разному
КОТ, СЛОН, ТИГР, БОГ, БАРС и др.
Приведены наиболее распространенные интерпретации.
Истинное значение текстовых сокращений знает лишь их непосредственный владелец.
История татуировки
История татуировки насчитывает не менее 6000 лет.
Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около
четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Oднако
татуировка появилась гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только
украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную на
принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.
Глубокие исторические корни тату-географии не менее внушительны. Различные виды
татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих
заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии,
индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.
У разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими
свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на
охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями".
Лицо - всегда на виду. Именно лицо украшается в первую очередь.
Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение
юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир.
Племена Майори(Новой Зеландия)
Носят на лицах маскообразные татуировки - Моко.
Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской,
и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным
обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей
почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы
нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко
так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или
отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам,
Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.
Аборигены Айну(Япония).
Женщины татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах,
щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей.
Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость
и плодовитость.
На атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.
Индонезия и Полинезия
Индейские племена, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение,
служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок.
Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату, от рождения до смерти, и
нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.
Племена Диак(остров Борнео)
верили, что в местном раю - Апо-Кезио - всё приобретает новые качества,
противоположные земным: светлое становится темным,
сладкое - горьким и т.д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы
татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки
становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно
провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.
В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия
в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в
английском флоте.
У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка
с цитатами из Корана.
Во всех приведенных примерах татуировка ,так или иначе, повышала социальный статус
ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.
В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за
первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб,
за второе- дугообразную, а за третье- еще одну. В итоге получалась композиция,
составляющая иероглиф ИНУ- "собака".
В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице.
Так же метили рабов и военнопленных , затрудняя им побег и облегчая их опознание.
Греки, и римляне использовали тату для подобных целей.
Испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа.
Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой
в Британии татуировкой "D" метили дезертиров
в Германии- выбивали номера жертвам концлагерей,
да и у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое...
Из рассказа Геродота о временах Дария можно узнать интересную историю,
где татуировку использовали как послание.
Так, как это послание было тайное, и никто кроме адресата не должен
был его увидеть, отправитель обрил голову своему рабу и исписал ее уколами.
После того как волосы отрасли он отправил своего раба к человеку, которому
предназначалось это послание с предложением обрить его и осмотреть его голову.
Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами
или печатями- пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента
позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне
необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.
К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно
искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."
(Ветхий Завет)
Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев
вплоть до XVIII века.
Но когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою
веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками
на память о путешествиях.
Капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе.
Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo",
но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией -
первой живой тату - галереей.
И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без
участия "знатного дикаря".
К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы.
Некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов,
Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего
столетия...
Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей,
сами они отнюдь не спешили татуироваться.
Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов",
использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям.
Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков в
западной татуировке XIX-начала XX века привели к ограничению "тату-репертуара"
морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.
Цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба.
В 1891 году, американец О'Рейли изобрел электрическую
татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и
приспособления.
И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 - 60-х годов появилось
новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых
вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы
других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, - создавая
захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления.
Из книги "Татуировки заключенных" ветерана МВД СССР Балдаева Д.С.
"Фрак с орденами"
Татуировки преступного мира всегда стояли особняком, назовем их тюремными
(большинство делается в местах лишения свободы), особенно преуспели передача
закодированной информации, и "черный" юмор. Это не удивительно, так как
воровские тату делаются в экстремальных условиях, подручными средствами,
без всякого соблюдения гигиены.
Тюремные тату - это уникальный язык символов и передаваемые в устной традиции
правила их "чтения". Он кодирует тайную воровскую информацию от непосвященных
"фраеров". Язык этот предельно социален и предельно политизирован. Покрытое
татуировками тело вора служит для передачи "тайного" символического знания,
изображает как бы официальный мундир, покрытый регалиями, орденами, знаками
чинов и отличий. Не случайно на воровском жаргоне традиционный набор татуировок
называется "фрак с орденами".
Фактически весь послужной список вора, вся его биография воплощается в татуировках.
Они и "паспорт", и "досье", и "орденские книжки", и "грамоты". Естественно, что
человек, не имеющий татуировок в мире воров, не имеет вообще никакого социального
статуса, как бы вообще не существует.
Человек, не посвященный в тайный смысл воровских татуировок, воспринимает их как
хаотический набор случайных знаков. На самом деле - это целостное и сложнейшим
образом организованное средство коммуникации.
Тюремная татуировка, означающая принадлежность к миру воров в законе, делает его
еще практически неприкосновенным для любых, не утвержденных воровским законом действий.
Также достоверно известно, что в воровском мире человека, присвоевшего себе наколки
вора в законе, убивают. Это говорит о том, что тату воспринимается как неотъемлемая
и важнейшая "часть тела", а человек - как часть текста тату. И обман здесь
воспринимается еще и как кощунство, надругательство над истинным священным языком.
Текст татуировок не линеен, а многомерен, объемен; одна и та же татуировка меняет
свой смысл (иногда на противоположный) в зависимости от части тела, на которую она
нанесена. Сложность этого языка приводит к тому, что люди, имеющие большой опыт
"чтения" и нанесения татуировок, приобретают в воровском мире авторитет. На жаргоне
их называют "кольщиками зоны", игла для татуирования зовется "пешня", "пчелка","шпора" или "жало", тату-машинка - "бормашина" или "швейная машина", тушь
именуется "мазутой" или "грязью". А ведь "мазута" - это наиболее ценные в зоне
продукты: чай, жир и повидло; таким образом краска для тату приравнивается к
высшим материальным ценностям зоны, сама же татуировка называется "реклама",
"регалка", "расписка", "клеймо" или "портачка".
Татуированное тело - целостное единство, находящееся в постоянном диалоге с
окружающим миром, тюремные тату требуют от хозяина соблюдения речевых, жестовых
и поведенческих правил!
"Автограф"
Как правило, это имя владельца или символ, заменяющий его. Эти тату широко
распостранены и за пределами воровского мира и часто воспринимаются как проявление
бескультурья. Ведь тело - самый ценный объект, который нельзя "портить". Но с
другой стороны, если тело сотворено Господом, то и прописанное на нем имя столь
же священно, как надпись на иконе. Вытатуированный "автограф" превращается в
живое слово, обращенное к богу.
Кресты также могут иметь разные смысловые оттенки: воровская масть, ходки в зону,
клятвы мести, преданность идее, молитвенные и кресты-обереги. К оберегам относятся
изображения ангелов-хранителей, Иисуса Христа, Богоматери, святых, церквей,
черепа человека и жука-скарабея. Как видно, все они связаны с религиозной
тематикой и темой смерти, имеют скрытый магический смысл. Постоянное соседство
со смертью, ее соприсутствие - основополагающий принцип воровского восприятия
мира. Понятно, что вор, боящийся смерти, - это уже не вор хотя бы потому, что
воровском мире смерти в обычном понимании вообще нет. Чтобы стать вором, нужно
"умереть" дважды: покинув "мир малолеток" и оставив "мир воли".
Язык тату говорит о том, что сама тюрьма символизируется с могилой, а посещение
ее - главный этап в жизни вора.
"Черти кумовские"
В таких тату постоянно встречаются политические лозунги и символы, но это лишь
знаки "чужой" власти. Воровской мир не признает никаких авторитетов, кроме
воровских. Черт, дъявол, имена вождей, звезда, серп и молот, свастика и даже
знак "666" - равнозначные символы враждебного ворам мира.
Во всем, казалось бы, хаосе символов для воров нет никаких противоречий; все это
знаки, отвергающие "систему" в пользу воровского мира.
Кстати, слово "черт" на жаргоне как раз и означает человека, не принадлежащего
к ворам, и в частности, "работника ОВД", "чертова рота" - сотрудники МВД,
"черти кумовские" - зеки, сотрудничающие с начальством лагеря.
"Трефовая масть"
Понятие "масти" в воровском жаргоне - одно из центральных, так обозначается
одновременно и вся группировка, и все воры одной специализации, и сама специальность,
воровская судьба и удача. "Держать масть" на жаргоне значит "иметь власть" над
воровским сообществом, руководить им, поддерживая порядок и соблюдения воровского закона.
Итак, главные символы вора в законе - это знак трефовой или пиковой карточной
масти, ведь самыми "благородными" в колоде являются пиковый и трефовый короли.
Кроме того к основным знакам относят изображения черепа, крыльев, знак креста,
короны воровского короля, змей и орлов а также хищных животных.
Один из самых распостраненных символов вора - это кот, символизирует ловкость и
удачу. Есть еще один очень важный воровской символ - изображение слова "мать".
В ситуации принципиального отказа воров от семьи и родственных связей реальная
"мать" вора - это так называемая "воровская мама", на жаргоне "махан", "маханка",
"паханка" и "паханша", точно также как "воровская семья" на жаргоне - группировка
воров, не подразумевающая родственных связей.
Значит, "воровская мать" - это, во-первых, определенная должность и, во-вторых,
"символическая мать", прародительница воровского племени, носительница воровских
законов; то есть персонаж "ритуальный". Именно в этом значении это слово
становится важнейшим символом воровской клятвы ("Клянусь мамой!").
"Червонная масть"
Эту разновидность наколок можно с натяжкой назвать эротическими. Так всевозможные
изображения сердец, пронзенных стрелами, пересекающихся или нарисованных друг в
друге сердец - это тексты своеобразной сексуальной магии. Хотя часто татуировки
на первый взгляд эротические, любовные и даже порнографические к эротике никакого
отношения не имеют (сцены совокупления наносятся на неотдавшего карточный долг,
ставя носителя на уровень проститутки, а "бл..дь" у воров, применительно к мужчине,
- одно из страшнейших оскорблений). Ничего кроме ужаса на зоне такие тату не
вызывают, окружающие сторонятся человека с такой наколкой, как чумного, так как
соприкосновение с ним - это западло, может "опустить" каждого.
Татуировки, связанные с сексуальной жизнью заключенных, выглядят совсем неэротично.
Например, корона со знаком червонной (вафл...ской) мастью (носитель действительно
выполняет роль "женщины"), изображения туфельки, надпись "мохнорылый", точки на
определенных местах, некоторые виды перстней. Кроме червей к "красным мастям"
относится знак бубен, именуемый "кумовской мастью" (он насильно выкалывается
"стукачам", лишает вора всякого авторитета и может повлечь сексуальное насилие).
Отдельная группа эротату - наколки проституток (голая женщина на животе, женская
головка в короне с розочками, сердечками, бабочками и знаками червонной масти.
Они закрепляют "должность" и "общественное положение" проститутки в мире воров,
никто не имеет права заставить ее выполнять любую "непрофессиональную" деятельность.
Собственно, такие татуировки в воровсом мире еще и защищают ее.
"Усы", "шары" и "тюльпаны"
Татуировки на зоне, часто наносятся не только с намеренной жестокостью, но и
сопровождаются процессом "шрамирования", "рубцевания", и "клеймения", что позволяет
создавать на теле человека объемные изображения, своего рода барельефы.
В области "усовершенствования" в кожу крайней плоти вставляются "шары", "усы" и
"браслеты", разрезанная на четыре части головка, становится "тюльпаном". Эти
операции превращают органы вора в инструменты палача.
Такой же характер носят отношения с "фраерами" (жесты отрезания ушей, выкалывания
глаз, удаление волос вместе с кожей и др.), следы от удаленных наколок, шрамы,
деформации тела приобретают такое же значение как и тату. Интересно, что на
жаргоне словом "расписной" именуют не только татуированного человека, но и
имеющего множество значимых шрамов.
Провести подробную классификацию тюремных татуировок почти невозможно, смысл
многих символов иногда меняется и переходит к другим сообществам (байкерам,
рокерам, хиппи и т.д.).
Считаю своим долгом предостеречь от увлечения псевдоромантикой уголовных тату.
Это "школа", которую лучше проходить заочно, ведь из-за нанесения "неправильных"
тату могут возникнуть большие проблемы: на воле, и тем более в местах лишения свободы.